Дизель — это шумно и грязно, это не престижно, да их вообще на трактора ставят… Чего только не услышишь от противников моторов на тяжелом топливе! А тут еще не на шутку разбушевавшийся пресловутый "дизельгейт", который в итоге может поставить на дизелях жирный крест!
Даже в помешанной некогда на дизелях Европе постепенно отворачиваются от дизельных моделей — власти инициируют новые расследования обмана потребителей относительно уровня опасных выбросов (оксиды азота, твердые частицы и т.д.) и даже рассматривают вопрос о запрете эксплуатации дизельных автомобилей в крупных городах. И это, похоже, только начало — начало конца эпохи автомобилей исключительно с ДВС.
Скандал с Volkswagen положил начало всеобщей антидизельной кампании. Под подозрение в использовании обманного софта и электроники, благодаря которым выбросы загрязняющих веществ при проверке на стенде оказываются заметно ниже, чем во время обычных поездок, попали концерны Fiat Chrysler и Renault-Nissan, в офисах которых были проведены обыски, а также BMW. Недавно в установке хитрого ПО, махинациях с выхлопами и обмане покупателей был уличен Mercedes.
Впрочем, общественности итоги проверок и результаты обысков пока не разглашаются — представители власти и автопроизводителей предпочитают воздерживаться от комментариев. Тем временем в Daimler решили пойти, так сказать, на опережение, инициировав отзыв трех миллионов автомобилей, оснащенных дизельными двигателями серий OM 607 ("четверка" объемом 1,5 л, разработанная совместно с Renault), OM 642 (трехлитровый V6) и OM 651 ("четверка" 1.8 и 2.1).
В концерне говорят, что отзыв направлен на "укрепление доверия" покупателей и предусматривает обновление программного обеспечения дизелей на легковушках (включая A- и S-класс) и некоторых коммерческих моделях, произведенных в 2008-2016 годы. Сервисная акция обойдется Daimler примерно в 220 млн евро, и это совсем немного по сравнению с тратами, которые понесла Volkswagen Group на ликвидацию последствий "дизельгейта" (там счет идет на миллиарды)! Кроме того, немцы заявили о грядущем "широком внедрении" на своих моделях новой дизельной "четверки" OM 654, дебютировавшей на новом E-классе и отвечающей нормам Евро-6 (подробности об этом агрегате — тут!).
Некоторым производителям вся эта возня вокруг дизелей потихоньку начинает надоедать, ведь наряду с затратами на проведение отзывных кампаний и падением продаж, связанным с переориентацией покупателей на бензиновые и гибридные модели, страдает и их репутация. В Porsche, которая также подозревается в дезинформации покупателей и манипуляциях с тестами на вредные выбросы дизельных моторов, недавно заявили о намерении полностью отказаться от дизелей уже к 2020 году.
Об этом агентству Reuters сообщил нынешний глава Porsche Оливер Блуме. Впрочем, по его словам, окончательное решение по поводу дизелей еще не принято. Но велика вероятность того, что в Porsche не станут заниматься разработкой нового поколения дизелей для своих моделей, а нынешние моторы с учетом дальнейшего совершенствования "протянут" еще 2-3 года.
Кстати, дизельный агрегат на Porsche появился не так уж давно — в 2009 году швабы оснастили им кроссовер Cayenne. В настоящий момент на дизельные машины приходится до 15% объемов всех продаж Porsche (в прошлом году компания установила новый рекорд, реализовав во всем мире 237.778 автомобилей). Для сравнения: у BMW этот показатель куда больше и составляет 35%, поэтому от баварцев заявлений по поводу дальнейшей судьбы дизельных моделей пока не поступало.
О новой стратегии электрификации Volvo ABW.BY уже сообщал. Напомним, что начиная с 2019 года каждый автомобиль марки будет оснащаться электродвигателем (включая электро- и гибридомобили). Что касается дизелей, то разработка новых моторов на тяжелом топливе, уверен глава Volvo Хокан Самуэльссон, просто нецелесообразна в связи с дальнейшим ужесточением норм токсичности.
Шведы продолжат модернизацию представленных в 2013 году дизелей семейства Drive-E — они будут доведены до нормативов Евро-6c, а их выпуск продолжится до 2023 года. После этого в Volvo про дизельные агрегаты забудут — в противном случае их дальнейшая модернизация приведет к значительному удорожанию всего агрегата в сборе, а по стоимости дизельные машины сравняются с подзаряжаемыми "гибридами".
"Мы признаем ограниченность двигателя внутреннего сгорания и аппетит к изменениям в обществе", — заключил Самуэльссон.
Война дизелям объявляется по всем фронтам. Еще в конце прошлого года градоначальники Парижа, Афин, Мадрида и Мехико на шестом саммите крупнейших городов мира по проблеме изменения климата (C40 Mayors) объявили о намерении к 2025 году в своих мегаполисах полностью запретить эксплуатацию дизельных автомобилей, являющихся одним из источников сложной экологической обстановки. Подобный запрет могут ввести и в Лондоне, а не так давно о запрете дизелей заговорили мэры некоторых немецких городов, в том числе Штутгарта и Мюнхена. Власти этих городов намерены запретить эксплуатацию автомобилей с дизелями уже со следующего года, правда, ограничения в случае их введения затронут модели старше 2015 года, моторы которых не отвечают требованиям стандарта Евро-6.
Впрочем, адепты дизелей полагают, что детище Рудольфа Дизеля пока еще рано списывать со счетов, а на запреты власти в ближайшее время все же не решатся ввиду экономических соображений. Начать с того, что сейчас в Европе на оснащенные дизелями модели приходится без малого 50% продаж новых автомобилей (хотя доля дизельных машин неуклонно сокращается с каждым месяцем). Только в одной Германии в прошлом году дизельные автомобили составили 46% всех продаж, а в компании Bosch, например, около 50.000 сотрудников занимают позиции, так или иначе связанные с "дизельной" тематикой.
Дизели пока не сдаются — разработчики продолжат совершенствовать уже существующие двигатели, которые продержатся в строю еще несколько лет, но что дальше? Очень похоже на то, что "ящик Пандоры" уже открыт, — тратиться на создание дизелей нового поколения производители не станут, сосредоточившись преимущественно на гибридных технологиях и полностью электрических установках.