Всем привет!
Мы в августе-сентября 2013 тоже "катались вдаль". Сейчас дошли руки и до отчёта (не прошло и полгода...)
Проехали из Праги с остановками в Кракове, Луцке, Черкассах, Днепропетровске, Херсоне и обратно. Самая дальняя точка маршрута была на берегу Чёрного моря, неподалёку от Железного Порта (Херсонская область).
Наезжено: 7238 км, сожжено бензина: 444 л, средний расход бензина (95): 6,1 л/100 км, максимальная скорость по статистике навигатора: 137 км/ч (на автобане D1), средняя скорость движения по статистике навигатора: 61 км/ч.
Ездили со всем семейством: я, жена, взрослый (20) сын и мелкая (2,2) доця. Итого экипаж: трое взрослых и малявка на детском сиденье.
Из запчастей брал с собой: лампочки/предохранители (у нас положено по ПДД) — не пригодились, одну свечу — не пригодилась, регулятор напряжения — не пригодился, один колёсный болт — не пригодился, безразмерный винтовой хомут — не пригодился, моток провода в изоляции — не пригодился.
Ещё вёз пыльники ШРУСов, но не для аварий в дороге, а чтобы заменить их на Украине, на яме. В Праге ямы нет, а на улицах все ремонты, где существует вероятность пролития технических жидкостей, запрещены «Законом о водных ресурсах» и можно схлопотать неслабый штраф, если ковыряться в моторе или коробке на улице. Пожалте на сервис для таких работ или работайте в собственном гараже на частном участке земли — тогда без вопросов.
***
Подготовка к отпуску началась задолго до самого отпуска. А всё потому, что ехать собирались ещё в прошлом году, но не получилось. Так что машинку мы купили ещё к прошлому лету, тогда же — детскую автосидушку на все возрасты. Она оказалась не очень удобной, в ней можно было только сидеть, что для долгой дороги не годится. Чуть позже супруга купила другое хитрое
детское кресло, у которого можно менять положение — наклонять его назад, чтобы ребёнок лежал, когда спит. Обкатали мы его и убедились, что это именно то, что нам нужно. Первое кресло я пока отвёз на работу и им пользуются туристы (в машинах, которые турфирма, где я работаю, сдаёт напрокат и в экскурсионных автобусах).
Тем более, поначалу дочка в машине ездить очень не любила, поскольку её в движении укачивало. Порой укачивает и сейчас, но уже гораздо меньше. (Жена меня обрадовала, вспомнив, что её саму в машине укачивало лет эдак до десяти...) Причём мы заметили, что не в любом месте ей в машине плохо, а только тогда, когда дорога интенсивно «крутится» — горки, спуски, крутые повороты туда-сюда. В общем, в ситуациях, когда вестибулярный аппарат работает на полную. А если ломишься по шоссе по прямой, то никаких проблем.

Кроме детского сиденья моя половинка обзавелась ещё сумкой-холодильником, «чтобы в летнюю жару не пропадали бутерброды». Такая не морозит, но охлаждает. Так что, в качестве холодильника для бутербродов со скоропортящимися продуктами это чудо не работает, но вполне годится для охлаждения воды/лимонадов. (Подключается в автомобильную розетку для прикуривателя.)
Следующей технической приспособой обзавёлся уже я — учитывая нервную обстановку, непростую полицию и криминальные наклонности соотечественников, купил видеорегистратор (Defender HD 2010p). Пишет в разрешении full HD, то бишь довольно качественно. Вблизи да при хорошем свете можно номера автомобилей читать. Поскольку управляется устройство легко и просто, даже супруга его освоила и порой пользуется в качестве мини-видеокамеры — записывала, к примеру, как наша мелкая катается на пони в зоопарке. Может эта штучка и фотографировать (5 мегапикселей). (Видеорегистратор тоже подключается в автомобильную розетку для прикуривателя.)
Нашему навигатору будет сто лет в обед. Когда-то смартфон HTC P-3300 был одним из первых со встроенным GPS-модулем и стоил довольно дорого. Но он того стоил: езда с навигатором — это действительно новая эра в автопутешествиях. Уже не надо рыться в картах и пытаться прокладывать маршруты «на глаз». А потом вдруг выяснять, что мост через Днепр, который нарисован на карте как автомобильный, гораздо ýже «Запорожца», а дорога областного значения в действительности грунтовая и во время дождя непроезжаема даже на «Запике». Тут машинка сама посчитает, как короче, как быстрее, как экономичнее. Нужно только выбрать, который из вариантов привлекательнее: быстрый, но дальний по автобанам или же по кратчайшему расстоянию, но медленный из-за множества сёл, светофоров и поворотов. Я пробовал с ним ездить и по Украине, и по Чехии — отличная штука, особенно, если ему дать актуальные карты.

(Подключается, как это ни удивительно, в автомобильную розетку для прикуривателя.)
Как внезапно выяснилось, одной штатной розетки на весь этот технический ассортимент, мягко говоря, недостаточно. Я стал искать, как можно сделать, чтобы розеток стало побольше, и нашёл для этого дела
«тройник с четырьмя дырками». Он, правда, изначально был всего на 5 ампер, но мы с сыном его переделали на 10 ампер. Заменили провод на более толстый, и предохранитель на бóльший ток. Ребёнок отпаивал «родные» провода, я готовил и припаивал новые. Оказалось, что наш «пистолетный» трансформаторный паяльник недостаточно мощный и не может прогреть массивные металлические детали настолько, чтобы припаять новые провода. Мы его чуть не спалили, ещё только пытаясь отпаять. Но сын подсказал идею, а я её реализовал. Мы паяли крупные детали ...над пламенем свечки. Легко и быстро. Несколько секунд — и припой уже жидкий. Приходилось даже ждать чуток, удерживая провод и железку вместе после выведения их из пламени свечи, пока припой не схватится. Прикрепили эту ...вещь на «бороду». Провод сделали такой длины, чтобы не мешал шуровать рычагом переключения передач и одновременно давал возможность открывать ящик, не вынимая вилки.

Перед поездкой по традиции слегка покрутил машинку. Хотя она и без этого в очень неплохом состоянии — в мае только я проходил техосмотр. Заменил моторное масло, устранил подтекания охлаждайки, прокачали с сынищем тормоза, поставили дефлекторы на все окна, чтобы и во время дождя можно было приоткрыть окна для вентиляции. Избавился от лишнего веса: выложил головки торцовых ключей и рожковые ключи тех размеров, которых нет в машине, запасные свечи, кроме одной, и лишние болты/гайки, выкинул тент, которым мы защищаем багажник от грязных грузов (например, от мокрой и грязной коляски после прогулок по лесу в дождь). Рядом с аккумулятором нашлось удобное пустое место, куда очень удачно легли три литровых фляги: с моторным и трансмиссионым маслом и с охлаждайкой.

Поскольку машина у нас стоит на улице, укладывать багаж пришлось в день отъезда. «Фелиция» для дальних поездок оказалась слишком маленькой: если взять с собой складную коляску, она занимает ровно половину багажника. Вещи пришлось укладывать в багажник в полиэтиленовых пакетах, мелкими порциями. Тогда объём багажника используется полностью. А если пользоваться чемоданами, то один-два положишь, а остальные уже не лезут. (При том, что вокруг них полно пустого места, но малообъёмного.) Всякую тяжёлую мелочь, которая ехала до самого Херсона, насыпал даже под полик багажника и в диск запаски. Когда мелкая спит и мы поворачиваем её сидушку горизонтально, приходится двигать чуток вперёд переднюю пассажирскую сидушку перед детским креслом, и тогда сыну с его двухметровым ростом уже не очень удобно там сидеть. Жене за мной тоже приходится не слишком сладко — я до двух метров не дотянул всего 15 см, так что за водительским сиденьем остаётся минимум места для ног, и я регулярно чувствую на спине её коленки (типа массаж).
Поскольку ехали с малявкой, а она долго ехать пока не очень может, то через мою мамулю договорились о возможности остановиться и переночевать у её знакомых в Луцке. Жена организовала ночлег у её родственников в Кракове. Таким образом, ехали «перебежками» от одного места ночёвки до другого. Старались уложиться в светлое время суток, особенно на незнакомых дорогах.
Из Праги в Краков решили выехать около шести утра, чтобы на улицах было поменьше машин. Встали в пять, загрузили багажник. Давление в шинах довели до 2,15/2,3 (передние/задние). В результате провозились почти до семи и выехали без четверти семь. Заехали на нашу любимую заправку и залили бензина до полного бака. Поначалу ехали не очень быстро, я привыкал к загрузке машины, к новой её реакции на мои действия. Потом старались держать скорость по магистралям между 100 и 110 км/ч (максимальная разрешённая у нас по магистрали — 130 км/ч).
От Праги почти до самых Катовиц ехали по автобанам через Брно, Оломоуц, Остраву. Между чешско-польской границей и Катовицами проложена новая автострада, ещё неизвестная нашему навигатору, даже с картами 2011 года. Она немного не доходит до второго участка автобана, который идёт от Катовиц в сторону чешско-польской границы и между этими участками дорога идёт по сёлам. Потом был участок автобана в сторону Кракова, но вскоре мы с автобана съехали и двинулись параллельно ему. Я запрограммировал навигатор так, чтобы он избегал платных дорог, а тот участок трассы А4 между Катовицами и Краковом как раз платный. Доця дорогу переносит плохо — её периодически тошнит, независимо от того, ест она что-нибудь или нет.
Из Кракова выехали рано утром, около шести. Дорога была поначалу довольно странная — вроде бы оно и автобан первого класса с двумя полосами движения в каждую сторону и разделительными полосами, но при этом на нём то и дело (примерно каждых два километра) встречаются пешеходные переходы, где скорость снижена до 70 км/ч, а в населённых пунктах — и до 50. Зато, поскольку дело было в субботу, было мало машин. Потом, когда мы свернули с этой трассы в сторону пограничного перехода Зосин-Устилуг, пошли обычные шоссейки на две полосы (максимальная разрешённая скорость — 90 км/ч), периодически проходящие через сёла и городки (где максимальная разрешённая скорость — 50).
Мы выбрали пограничный переход Зосин-Устилуг, который ближе всего к Луцку. Он не магистральный, а такой — местного значения. Грузовики там не ездят, и очередей почти никогда не бывает. А если и бывают, то обычно в рабочие дни в дневное время и в направлении с Украины на Польшу. Нам знакомые посоветовали один полезный сайтик —
www.granica.gov.pl — где можно посмотреть, сколько времени займёт стояние в очереди перед пограничным пунктом пропуска, сколько проведёшь непосредственно там. Мы его периодически смотрели перед выездом, чтобы понять закономерность. Разумеется, на этом сайте только польские пограничные переходы.
Когда мы подъехали к границе, перед нами было всего три машины. С польской стороны границу прошли быстро — там взяли наши паспорта и разрешения на ПМЖ детей, провели в компьютере и отдали. С украинской стороны ещё попросили открыть багажник и очень интересовались игрушечным пистолетом-пулемётом «Узи», который в красивой родной коробке лежал сверху (подарок для племянника). Остальные вопросы были традиционные — не везём ли мы "ещё какого-нибудь оружия"? Ножика, к примеру? Мой складной мультитул их снова разочаровал — слишком маленький. А после этого тоже взяли паспорта и карточку регистрации автомобиля сначала в пограничное окошко, потом в таможенное, поинтересовались, куда мы едем, а потом отдали и сказали «ехать отсюдова». Я у дамы, которая оформляла документы на украинской стороне, спросил, на какой срок можно временно ввозить автомобиль. Она сказала, что на год. Никаких бумажек о временном ввозе автомобиля нам не давали, что было для меня странновато — раньше всегда у нас оставалась на руках декларация с отметкой таможни о временном ввозе машины.
Когда переезжали с польской стороны пограничного перехода на украинскую, перекатываясь через высокого «лежачего полицейского», шарпнулись глушителем и потеряли резиновую проставку между выхлопной трубой и кузовом. Без неё труба стучит о кузов и грохот получается очень громкий, но только на холостых. Поскольку не было возможности остановиться и вернуться, чтобы подобрать выпавшую резинку, я туда временно приткнул крышку, свинченную с пластиковой бутылки. Она, конечно, долго не выдержала, плавилась и время от времени вываливалась. Тогда приходилось втыкать туда что-нибудь другое.
Уже проезжая по Устилугу, я вспомнил слова одного автоэксперта по России и Украине. Он на Ютубе выложил рекомендации для российских водителей, которым приходится ездить по Украине и наоборот. Так вот, самая первая его фраза про особенности движения на Украине дословно звучала так: «На Украине дорог нет. То есть, их нет вообще.» Я поначалу улыбался — ещё два года назад не всё было так запущено, и я тогда на «Запорожце» ездил по Украине без особенных проблем. А теперь вспомнил об этой фразе, потому как соответствует реальности. По пути от границы — через Владимир Волынский до Луцка — было не очень много участков, где можно было ехать с максимальной разрешённой скоростью. Дефекты асфальта, если они широкие и расположены так, что их нельзя объехать, вынуждают снижать скорость и медленно перекатываться через них на второй передаче.
Хуже всего была объездная дорога вокруг Владимира-Волынского. С этим объездом вообще непонятно — чего нас по нему навигатор тащил? Точки, где находится поворот на объездную, и где возвращаешься на прямую линию, находятся на расстоянии меньше километра, а сам объезд — больше семи километров. Логичнее было бы ехать через центр без объезда.
Если же обобщить по итогам всей поездки, то вывод будет такой: основные трассы в более или менее приличном состоянии. Но стоит только с них съехать, и дальше дорога будет труднопроходимой даже для джипов.На трассе от Дубно до Киева почти все населённые пункты были из тех, что на синей табличке, и всего три населённых пункта с названиями на белых табличках с фоторадарами на разделительной полосе. Мы один из таких населённых пунктов проскочили насквозь на скорости 110, поскольку не увидели въездную табличку — она была замаскирована за другими, более крупными табличками, но не такими важными для водителя.
Вообще говоря, обилие белых табличек с чёрными надписями, не имеющих отношения к населённым пунктам, сильно отвлекает внимание водителя, а потом оно (внимание) притупляется и порой не реагирует уже и на нужную табличку... Например, очень популярны на трассе Львов-Киев таблички, сначала предупреждающие о приближении к месту разворота встречного транспорта, а потом и перед самым разворотом. (Это на автобане как бы, ага... — развороты встречного транспорта через встречную полосу, пешеходные переходы и светофоры, населённые пункты с белой табличкой...)
Перед съездом с киевской трассы нас останавливал ГАИшник, увидев иностранные номера. К машине подходил мужик, который представился таможенником. Смотрел мой паспорт и регистрационное свидетельство на машину.
Там же, перед поворотом, мы заправились в первый раз на территории Украины. Второй раз заправлялись в Каневе.
Сначала, опасаясь неизвестных заправок и неизвестного бензина, заправляли всего по 10 литров. Но качество бензина, которым часто пугали, по ощущениям при езде ничем не отличалось от европейского, поэтому дальше уже по этому поводу я не переживал. Начиная с Черкасс, мы заправлялись (за редким исключением) на «Укрнафте». Но у них есть проблемки при работе с платёжными картами. Клиентская часть терминала обычно тоже находится у оператора и через «совок» для денег наружу её не вытащить. Сначала, чтобы я мог заплатить картой, оператор открывал окошко и давал мне клиентскую часть терминала, чтобы я мог задать ПИН. Позже оператор сказал, что их начальство под роспись довело до сотрудников приказ, запрещающий открывать окна. А на некоторых заправках окон не было изначально. Операторы, конечно, предлагают надиктовать им ПИН, чтобы они сами его ввели. Да только кто же на такое пойдёт? Дурных нема! Таким образом, хоть заправки и оборудованы терминалами для приёма платёжных карт, воспользоваться ими невозможно.
300 км дырок > через Фастов и КаневНавигатор проложил нам трассу через Киев и дальше по левому берегу Днепра до самого моста в Черкассах. Я решил, что переться через Киев в час пик — не самая лучшая идея и проложил маршрут южнее, через Фастов, Белую Церковь и Канев, чтобы в Киев не заезжать вовсе. Потом, правда, сильно об этом пожалел — на некоторых участках эту дорогу не ремонтировали со времени прокладки и порой ямы там были просто эпические. На таких участках приходилось то плавно через ямы перекатываться на первой-второй передаче, то «слаломить» между ними на гружёной «Фильке». Очень тяжело было вести машину в таком режиме, и средняя скорость была черепашьей. Потом, когда мы уже доехали, я пожалел, что не догадался сохранить на ноутбук запись того участка с видеорегистратора — той дорогой можно пугать. Сохранилась только запись участка дороги от Канева до Черкасс, где всё было уже не так плохо.
После Канева дорога стала более-менее человеческой и можно было ехать побыстрее. Но в самих Черкассах на въезде нарезали в асфальте дыр для залатывания дефектов покрытия, и практически не обозначили. Чудом мы туда не влетели, хоть дело и было днём. А если бы в сумерки? Я ещё сдуру поехал через центр, по бульвару Шевченко, а там тоже сплошные дыры. Лучше было ехать по параллельной улице, как предлагала супруга.
(Забегая вперёд, скажу, что именно на той параллельной улице мы и погнули колёсные диски, грохнувшись на всей скорости в здоровенную яму. Но это было уже на обратном пути, в конце отпуска. Так что та улица тоже непростая — почти на всём протяжении идеальный асфальт, и вдруг огромная яма шириной почти на всю полосу, в длину около двух метров и глубиной в 15-20 см... В результате пришлось на месте менять переднее колесо, поскольку диск погнулся так, что воздух вышел. А на следующий день ездил прокатывать на шиномонтаже оба левых диска.)
От Черкасс до Днепропетровска (по правому) берегу дорога была в целом неплохая. В Чигирине ехали через центр, и на выезде периодически попадались огромные плавные ямы. Хорошо, что они были обозначены знаками, а то в такой яме можно неслабо грохнуть машину. Как всегда, отличился в худшую сторону город Светловодск. Участок дороги от дамбы до поворота налево традиционно дырявый. От поворота мы ехали не по объездной, а через центр, а там тоже нарезали дыр в асфальте на протяжении всей главной улицы, и не похоже, чтобы дорогу собирались в ближайшее время ремонтировать дальше. Видимо, деньги закончились... А дальше дороги были более-менее приличные.
***
На обратном пути на границе была очередь примерно в 30 машин (рабочий день, время около десяти утра). Мы сначала стали в очередь, но жена сходила и договорилась, чтобы нас пропустили без очереди, чтобы не стоять с малявкой долго. Нам показали, куда рулить и мы объехали по встречной части пропускного пункта до моста. За мостом поляки устроили ремонт дороги и машины могли ехать только попеременно — то в одну, то в другую сторону. Наши пограничники сильно ругались, увидев у нас включённый видеорегистратор. В сумме мы прошли границу в обратную сторону чуть больше, чем за час.
Дальше опять Польша, всю дорогу дождь — темно и скользко, полно машин (рабочий день, опять же). Но доехали, хоть и устал зверски. На следующий день из Кракова до Праги сначала ползли по польским дорожечкам, потом неслись по чешским автобанам уже на 130 (машинка легко делает такую скорость, но бензин при этом жрёт — мама, не горюй!), а под конец чуть не влипли в пробку. Едва успели перед ней соскочить в ближайший съезд с трассы и поехали просёлками параллельно автобану. Очень серпантинистая оказалась дорога.