iv0911iv писал(а):Смотрим "Взаимозаменяемость". Уже обколхожено. "ГазэлЪ". У 41-го и у Ставридки такой же. Поиск ...!
Ага. Спасибо!
Но попробую пока свой колхоз "Голь на выдумки хитра" имени скульптора "Слепил Изтогочтобыло".
Полагаю, что происхождение скрипа вентилятора из-за выработки подшипников скольжения (за 15+ лет то) с образованием значительных люфтов. Как следствие перекос оси вращения влекущий трение пластин обмотки ротора о "внутренности" статора. А также трение крыльчаток о кожух.
В моём случае было выявлено:выработка отверстия под вал мотора в крышке-корпусе переднего (со стороны щёточного узла) подшипника
выработка отверстия под вал мотора в заднем подшипнике (выполнен как отдельный элемент)
Не правильный износ одной щётки из работы мотора со смещённой осью вращения.
Не влияющие на работу следы трения пластин обмотки ротора.
Незначительные повреждения пластикового кожуха всего вентилятора крыльчатками (местами протёрло на сквозь) и небольшие потёртости торцев крыльчаток. (не влияло на работу и не восстанавливалось)

К слову, подшипник как элемент, всего один (задний), в принципе разборный. Вытащить довольно просто - достаточно надавить по-сильнее. Держится за счёт кольца с "лепестками", на фото его видно плохо. Кольцо приклёпано и просто так его не снять. Вставить подшипник без снятого кольца сложнее, надо отгибать лепестки.
Передний (со стороны щёток), можно сказать является частью вала ротора.
РЕМОНТМотор удалось разобрать и извлечь ротор, сточив напильником точки опрессовки крепления задней крышки.

Восстановление щётки было проведено путём выравнивания плоскости контакта напильником. Т.к. в результате длина щётки уменьшилась, то чтобы сохранить вылет была сделана подкладка из картона, таким образом удалось обойтись без её трудоёмкой замены. Судя по имеющейся выработке за 17 лет эксплуатации оставшейся длины хватит ещё на столько же.

Для замены подшипников и выравнивания оси вращения был применен фрагмент обычного фитинга для металлопластиковых труб. С небольшими доработками подошёл идеально, как по диаметру внутреннего отверстия, так и по остальным размерам и конфигурации, что позволило провести центровку оси вращения и закрепить новые элементы на корпус мотора (об этом ниже)

"Видео: примерка фитинга"Небольшая подготовка и можно устанавливать. Задний подшипник был удалён.

Для того чтобы всё это держалось использую гайки от тех же фитингов, пропилив в них канавки для проволоки, которой всё будет стянуто. Вот что получилось

"Видео: пробный запуск" В результате: "подшипниковые" узлы не греются, перекосов оси вращения нет, работает довольно тихо и не скрипит. Что касается пары трения "сталь-латунь", то
"Немного материаловедения"Было, коэффициент трения сталь-сталь: сухие и чистые поверхности = 0,8; смазанные или жирные поверхности = 0,16
Стало, коэффициент трения сталь-латунь: сухие и чистые поверхности = 0,35; смазанные или жирные поверхности = 0,19
Эффект безызносности
Доктора технических наук, профессора Д. Н. Гаркунов и И. В. Крагельский (Институт машиноведения) открыли ранее неизвестное явление избирательного переноса при трении - эффект безызносности. Сущность его состоит в следующем: в паре трения сталь - медь, сталь - бронза или сталь - латунь из твердого раствора благодаря разрушению межатомных связей выделяется медь. Выделившаяся чистая медь переносится на поверхность стали в виде слоя толщиной около тысячной доли миллиметра.
Образовавшийся тончайший слой не уносится из зоны контакта, а переходит с одной поверхности трения на другую, что придает узлам трения высокую износостойкость. Известно, что при определенных условиях в узлах трения происходит отрыв мелких частиц с одной поверхности и перенос их на другую. Если каждая оторвавшаяся от поверхности частица не будет уноситься из зоны трения, а будет удерживаться противоположной поверхностью, покрывая ее тончайшим слоем и сообщая ей высокую гладкость, то, когда противоположные поверхности окажутся покрытыми тонким слоем меди, износ прекратится.
"Видео: работа после ремонта"