forum.skoda-club.ru • Просмотр темы - Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Форум об эксплуатации автомобилей Шкода Фелиция (Skoda Felicia) 1994 – 2001.

Модератор: Модераторы конференции

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Stonerain » Пт, 28 авг 2015, 22:00

Упс... так... стоп... это... ток через термовыключатель... до 15А. А ведь именно от этого тоже нужно еще было уйти. Получается, что все-таки опять нужно реле ставить... Кстати, именно это позволяла сделать схема устройства задержки включения с транзисторами и мех релюшкой... А можно нашу схему изменить так, чтобы мосфет открывался от термовыключателя (ток минимальный), а на карлсона подавал ток с аккумулятора - все 10-15А???
Skoda Felicia 1997 Combi 1,3 (Карбюратор). Продана. Ура!
Skoda Octavia 2002 Combi 1,6 AKL, DUU 5-ступ. Серебристый сарай. Продана. Ура!
Chevrolet Lacetti 2008 Wagon 1,6 F16D3, МКПП, Серебристый сарай. Ездит. Каждый понимает сказанное в меру своей духовности (с) Stonerain. Изображение
Аватара пользователя
Stonerain
 
Сообщения: 1480
Зарегистрирован: Пн, 23 июл 2012, 14:42
Откуда: Москва

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Error » Пт, 28 авг 2015, 22:14

Stonerain писал(а):Упс... так... стоп... это... ток через термовыключатель... до 15А. А ведь именно от этого тоже нужно еще было уйти...

Не, всё в порядке: это я в симуляторе использовал модель мотора, имеющего сопротивление обмотки около одного ома (т.е. 200-ваттного), поэтому и ток получается 14,4/1ом=14,4 ватта. Типо "наихудший случай", иллюстрирующий, что даже в случае 200-ваттного мотора стартовый ток будет порядка 8 ампер.

Добавлено спустя 5 минут 52 секунды:
Stonerain писал(а):... А можно нашу схему изменить так, чтобы мосфет открывался от термовыключателя (ток минимальный), а на карлсона подавал ток с аккумулятора - все 10-15А???

Так это как раз та "идеальная" схема, только с релюхой в коллекторе, как я исправил.
Вот только насчёт времени. Настоятельно не советую увеличивать время задержки более 0,5 секунды, ибо всё это время вся моща прикладывается к резистору. Идея в том, чтоб не дать ему успеть перегреться, т.е. использовать его тепловую инерцию, за счёт чего его кратковременная мощность может привышать номинальную в сотни раз. Да и как я уже говорил, ток падает по экспоненте, за это время он спадёт до разумных величин, оставшееся время будет лишь греть резюк.
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4600
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Stonerain » Пт, 28 авг 2015, 22:41

Эммм... коллега, Вы, кажется не поняли моего вопроса - я про то, чтобы ВЕСЬ ТОК на карлсона не шел ЧЕРЕЗ термовыключатель, ибо он сдохнет, а чтобы наше устройство еще и выполняло роль разгрузочного коммутационного реле. Еще раз:
А можно нашу схему изменить так, чтобы мосфет открывался от термовыключателя (ток минимальный), а на карлсона МОСФЕТ подавал (КОММУТИРОВАЛ) ток с аккумулятора - все 10-15А???
Skoda Felicia 1997 Combi 1,3 (Карбюратор). Продана. Ура!
Skoda Octavia 2002 Combi 1,6 AKL, DUU 5-ступ. Серебристый сарай. Продана. Ура!
Chevrolet Lacetti 2008 Wagon 1,6 F16D3, МКПП, Серебристый сарай. Ездит. Каждый понимает сказанное в меру своей духовности (с) Stonerain. Изображение
Аватара пользователя
Stonerain
 
Сообщения: 1480
Зарегистрирован: Пн, 23 июл 2012, 14:42
Откуда: Москва

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Error » Пт, 28 авг 2015, 22:54

А-а-а... Ну, решение "в лоб": термовыключатель включает релюху, а релюха своими силовыми контактами - мою (например) схемку. По-моему - генитально!
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4600
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Stepan_A » Сб, 29 авг 2015, 0:34

Коллеги, разрешите вклинится в беседу и предложить вместо силового реле заменить фелициевский датчик на силовой 661.3710 от ВАЗ. Стоит 200 рублей, 16 А тока коммутирует, нет необходимости ставить внешнее реле. Там вот только разъем другой, как я понимаю. Ну как вариант...
Felicia Combi 1.3 карб. 97г.в.
Аватара пользователя
Stepan_A
 
Сообщения: 128
Зарегистрирован: Ср, 26 мар 2008, 9:11
Откуда: Москва

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Error » Сб, 29 авг 2015, 0:58

Так тут не столько внешнего реле, сколько "мягкого" старта народ хочет.
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4600
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Stonerain » Сб, 29 авг 2015, 12:16

Так, получается, мы все-таки от реле никуда не уходим... А при таком раскладе получается, что мосфет, выполняя роль реле, при этом все-равно требует наличия реле... То есть термовыключатель включает реле, которое включает реле... Получается, что схема на двух транзисторах опять оптимальна, поскольку позволяет обойтись одним реле без мосфета... :pardon: :cry: Надо будет еще подумать, но это только уже в понедельник... Счас нада идти тормоза чинить... Вакумник с ГТЦ ставить...
Skoda Felicia 1997 Combi 1,3 (Карбюратор). Продана. Ура!
Skoda Octavia 2002 Combi 1,6 AKL, DUU 5-ступ. Серебристый сарай. Продана. Ура!
Chevrolet Lacetti 2008 Wagon 1,6 F16D3, МКПП, Серебристый сарай. Ездит. Каждый понимает сказанное в меру своей духовности (с) Stonerain. Изображение
Аватара пользователя
Stonerain
 
Сообщения: 1480
Зарегистрирован: Пн, 23 июл 2012, 14:42
Откуда: Москва

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Error » Сб, 29 авг 2015, 16:22

Stonerain писал(а):Так, получается, мы все-таки от реле никуда не уходим... А при таком раскладе получается, что мосфет, выполняя роль реле, при этом все-равно требует наличия реле... То есть термовыключатель включает реле, которое включает реле...

Двухступенчатое включение принципиально подразумевает наличие двух ступеней, а значит и двух коммутирующих элементов. И на каждую ступень мы вольны выбрать любой элемент: термовыключатель, реле или фет. Схема на транзисторах вам не обеспечит двух, но только одну ступень, другая ступень остаётся на термопереключателе: он замкнёт цепь с ограничивающим резистором, а схема с реле этот резюк потом закоротит.
Моя схема делает примерно то же: термовыключатель замкнёт цепь с ограниченным резистором током, а фет потом этот резюк закоротит, причём когда термовыключатель ужё давно включен. В чём проблема? Во включенном состоянии последний может абсолютно безопасно проводить ток, даже превышающий его номинальный (в разумных перделах, конечно), ибо его контакты обгорают в момент включения.
Единственное дополнение, рекомендую мою схему "перевернуть", чтоб она разрывала минус - тогда получится применить N-канальный фет, скажем вышеупомянутый IRFP064N, который имеет гораздо более низкое сопротивление и не будет греться вообще. Если хотите, могу схему перерисовать сам.
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4600
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение eugenich » Сб, 29 авг 2015, 17:44

бесконечности хватит на всех ..........
Аватара пользователя
eugenich
 
Сообщения: 892
Зарегистрирован: Ср, 22 июн 2011, 19:50
Откуда: г. Королёв, Московская обл.

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Error » Сб, 29 авг 2015, 17:57

Это скорее в тему, где на ноль делят viewtopic.php?f=11&t=133554&start=15#p2136060
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4600
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Stonerain » Чт, 03 сен 2015, 17:13

Error писал(а):Единственное дополнение, рекомендую мою схему "перевернуть", чтоб она разрывала минус - тогда получится применить N-канальный фет, скажем вышеупомянутый IRFP064N, который имеет гораздо более низкое сопротивление и не будет греться вообще. Если хотите, могу схему перерисовать сам.


Так, детальки закуплены, осталось начать собирать их в кучку. Вместо дорогого IRFP064N нашел в старом ИБП (то есть на халяву) парочку таких:
p55nf06 от ST. Это N-канальный мосфет с током 50А и напряжением 60В. Вроде 1 штука должна справиться с вентилятором. Подойдет?
Есть еще HRF3205 - эти еще мощнее - 100А, 55В, тоже N-канальные мосфеты...

И еще, Error, не посчитайте за труд, я не очень въехал, как "перевернуть эту Вашу схему под N-канальный мосфет"? Я очень с трудом в этих "делах"... :sorry:
Может выложите перевернутой? :oops:
Изображение
Уже хочу спаять и попробовать... Да и коллега iv0911iv ждет от меня второго экземпляра, если с этим все получится... :wink:
Skoda Felicia 1997 Combi 1,3 (Карбюратор). Продана. Ура!
Skoda Octavia 2002 Combi 1,6 AKL, DUU 5-ступ. Серебристый сарай. Продана. Ура!
Chevrolet Lacetti 2008 Wagon 1,6 F16D3, МКПП, Серебристый сарай. Ездит. Каждый понимает сказанное в меру своей духовности (с) Stonerain. Изображение
Аватара пользователя
Stonerain
 
Сообщения: 1480
Зарегистрирован: Пн, 23 июл 2012, 14:42
Откуда: Москва

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Error » Чт, 03 сен 2015, 21:03

Как-то так:

Изображение

Если есть "нахаляву парочка" p55nf06, советую штуки 4-5 запараллелить: у них сопротивление 0,018 ома, то есть при токе 10 ампер они будут рассеивать почти 2 ватта - это ощутимо.

А вот у 3205 всего 0,008 ома, то есть греться он будет на 0,8 ватта. А если запараллелить... )))

Ещё один нюанс. Транзистор резко нагревается в момент включения, поэтому его возможно придётся (а возможно и не придётся) поставить на кусок металла, выполняющего роль не радиатора, а "теплового маховика", не позволяющего транзистору резко нагреться. В этом плане IRFP064N лучше тем, что у них меньше тепловое сопротивление кристалл-корпус (0,75 против 0,85 у 3205). С другой стороны запараллеливание двух-трёх 3205 будет работать лучше одного 064-го.

В общем, использовать метод научного тыка.

Добавлено спустя 2 минуты 27 секунд:
Stonerain писал(а):...Уже хочу спаять и попробовать...

Осторожно обращайтесь с Фетом - до полного запаивания в схему обмотайте его выводы фольгой или тоненьким проводком, дабы статикой не отправить его в силиконовый рай.
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4600
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Stonerain » Чт, 03 сен 2015, 22:08

Угу, все понял. Делаю с 3205 на радиаторе с предохранением от статики при сборке.
Подскажите - размер/мощность/марка стабилитрона D1 на <16В важны или тупо любой, главное, чтобы 12-16V было?
И еще варианты диода D2 - на схеме поставлен диод Шоттки с что-то с серьезным обратным током в полампера... И прямым в 5 ампер... Его вообще каково назначение? А то он что-то так стоИт одиноко в обратном включении...
Фото+отчет о результатах с меня.
Skoda Felicia 1997 Combi 1,3 (Карбюратор). Продана. Ура!
Skoda Octavia 2002 Combi 1,6 AKL, DUU 5-ступ. Серебристый сарай. Продана. Ура!
Chevrolet Lacetti 2008 Wagon 1,6 F16D3, МКПП, Серебристый сарай. Ездит. Каждый понимает сказанное в меру своей духовности (с) Stonerain. Изображение
Аватара пользователя
Stonerain
 
Сообщения: 1480
Зарегистрирован: Пн, 23 июл 2012, 14:42
Откуда: Москва

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Error » Пт, 04 сен 2015, 9:40

Stonerain писал(а):...размер/мощность/марка стабилитрона D1 на <16В важны или тупо любой, главное, чтобы 12-16V было?...

При прикуривании от другого авто напряжение может на несколько секунд подняться до 24В, значит через R1 (а таким образом и через стабилитрон) потечёт ток (24-16)/1000=8мА. Тогда моща стабилитрона должна быть не менее 8мА×16В=0,13Вт. То есть любой первый попавшийся. Не советую связываться с совковыми серий Д814х. Берите любой импортный.

Stonerain писал(а):...диод Шоттки с что-то с серьезным обратным током в полампера...

Милли. Полмиллиампера )))
Можно использовать SB350, 360, 550. Типа защищают Фет от отрицательных выбросов тока с мотора. Будет неплохо, если параллельно входу и выходу добавите по кондёрчику 0,1...1мкф×50В.
Favorit 136L, карб, ГБО, 89 г., 120т.км. Был...
Felicia Combi 1,6 GLXi AEE, ABS, ГУР, ГБО-4, 99 г., 270т.км. Спасибо за всё.
Не WAG
Аватара пользователя
Error
 
Сообщения: 4600
Зарегистрирован: Вс, 09 авг 2009, 16:08
Откуда: Чехия, Острава

Re: Замена вентилятора радиатора на 1.3 карб

Сообщение Stonerain » Пт, 04 сен 2015, 13:31

А, все понял - это на сайте опечатка. Посмотрел в мануале - там 500мкА. Так что все ОК - полмиллиампера. :D
Skoda Felicia 1997 Combi 1,3 (Карбюратор). Продана. Ура!
Skoda Octavia 2002 Combi 1,6 AKL, DUU 5-ступ. Серебристый сарай. Продана. Ура!
Chevrolet Lacetti 2008 Wagon 1,6 F16D3, МКПП, Серебристый сарай. Ездит. Каждый понимает сказанное в меру своей духовности (с) Stonerain. Изображение
Аватара пользователя
Stonerain
 
Сообщения: 1480
Зарегистрирован: Пн, 23 июл 2012, 14:42
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Škoda Felicia 1994 – 2001

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2