Отчет о программном изменении термостатирования.
Задача стояла так – вне зависимости от того, у кого двигатель проходил чип тюнинг или вообще не чиповался, нужно изменить алгоритм работы вентилятора, понизить температурный режим на 10 градусов. С учетом особенности работы механического термостата.
Для начала, сняли лог для выявления точек включения вентиляторов на стоковой прошивке. Использовали VCDS 16.8.0. Логи доступны по ссылке: [url]yadi.sk/d/Z4Djeo7UwxpLx[/url]
Вентилятор начинает раскручиваться на 102 градусах, а на пик производительности выходит на 105.
Вот так это выглядит в графическом виде:
В начале наблюдали за работой на холостых, затем на 2000 об/мин
Температура двигателя колеблется в пределах 98-105. Радиатор, особенно на 2000 об/мин тоже прогревается выше 105, часто доходя до температуры двигателя.
Так как мы просто снимали точки включения вентиляторов (Group 135 — Field 1 Fan 1 Activation — Duty Cycle %), то цели разогреть на стоковых настройках масло у нас не было, но тренд был очевиден – масло старательно разогревалось выше 100 градусов. По своему опыту скажу, что в многочасовых пробках масло доходит до 108 градусов, и дальше не греется.
Имея на руках фактические данные, разработчики приступили к модификации прошивки.
Результат не заставил себя долго ждать, и вот тестирование новых настроек.
Греем мотор на 2000 об/мин, а потом делаем тестовый заезд.
Прогрев:
Разберем лог:
С 75 до 95 градусов двигатель вышел за три с половиной минуты, при этом радиатор оставался холодным — 30 градусов. Радиатор начал прогреваться через минуту.
Отлично видно, что модификация никак не повлияла на прогрев двигателя до рабочей температуры и открытия термостата.
Самое интересное произошло, когда радиатор прогрелся до 86 градусов, а температура двигателя составляла уже 96 – включился вентилятор. По инерции, радиатор разогрелся до 90 градусов, а двигатель – до 98. После чего температуры пошли на спад: радиатор — 75, двигатель – 94-95 градусов.
При дальнейшем прогреве амплитуда температурных колебаний радиатора снижалась за счет нижней границы диапазона, при этом предельная температура не превышала 93 градусов, и была ниже температуры двигателя на 5 градусов. В стоке радиатор легко разогревался до 105 градусов сравниваясь с температурой двигателя.
Это значит, что подкапотное пространство будет обдуваться воздухом как минимум на 12 градусов ниже чес в стоке. И всегда будет запас. В прочем – проверим летом.
Температура двигателя ограничена термостатом снизу на 94-95 градусах.
Стабильность температуры явно повысилась – дельта всего 4 градусов против 7 у стоковой прошивки.
Как только отпустил газ, циркуляция жидкости ухудшилась и температура двигателя поползла вверх, сработали вентиляторы и резко охладили радиатор с 93 до 60 градусов. Холодная жидкость быстро сбила температуру даже при низкой циркуляции.
Газанул несколько раз, изображая разгон после светофора, но новые настройки и порядочный запас охлажденного антифриза не дали двигателю разогреться.
Масло разогревалось очень медленно, и еле дошло с 58 до 98, в общем на холостых нагрузках о перегреве масла можно забыть.
Следующий этап – проверка на дороге.
Выкладываю характерный кусок лога.
Движение в городе на разных оборотах, светофор и ускорение со светофора.
Начну с того, что если наваливать, то масло все же разогревается выше 100 градусов.
Не сильно, 101-102, но все же. Охлаждается масло без проблем и без больших нагрузок держится в районе 98-99 градусов.
Вентиляторы включались крайне редко и только в режиме ехал – остановился.
При резком снижении оборотов до холостых двигатель быстро разогревает медленно текущий антифриз, температура повышается, и система охлаждения начинает бороться с ней. Хочу заметить, вентиляторы включаются не строго на 96 градусах, а на 96 при тренде на повышение температуры радиатора. Очень грамотная работа системы.
Ресурс вентиляторов.
Это отдельный вопрос, разделю его на 2 части.
При обычной езде вентиляторы не молотят впустую. Если радиатор достаточно охлажден – даже при резком ускорении температура не выходит за рамки допустимого новой настройкой и вентиляторы не включаются вообще.
А вот при попытке разогреть мотор на месте подняв обороты происходит интересное:
Я свел воедино работу стоковой и тюненой настроек.
Получилось невероятное: стоковая настройка врубает вентиляторы на вдвое большую мощность, чем тюненая!
На стоке вентиляторы разгоняются до 60%, на тюн настройке – всего до 27%.
Естественно и ресурс вентиляторов увеличится минимум в 2 раза.
Это произойдет и на механическом уровне - меньше оборотов и на электрическом - меньше сила тока.
Посмотрите – разница всего с десяток градусов, а как сложнее вентиляторам побороть такую высокую температуру в стоке.
Заключение.
Я остался абсолютно удовлетворен результатом. Именно такие настройки я хотел бы видеть с завода для термостата на 95 градусов. Незачем перегревать масло, резинки и напрягать вентиляторы в пробочном режиме.
Модификация отлично исправляет заводскую горячую настройку.
Что дальше?
Правильно — Stage 2
Буду делать холодный термостат и сдвигать точку на 90 градусов.
Продолжение следует.