sergey1878 писал(а):MiStar писал(а): Если интересно - могу подробно расписать, как происходит попадание воды под клапанную крышку, и образование эмульсии, т.к. в свое время пришлось разбираться с этим вопросом на двигателе 2112.
Я предполагаю, что это всем было бы интересно. Особенно в разрезе понимания как этого избежать.
Несмотря на то, что двигатели различных автомобилей, сильно отличаются, как внешне, так и внутренне - принципы работы основных систем в них, довольно схожи. Поэтому считаю, что опыт разбора одного "проишествия" с двигателем ВАЗ-2112, вполне можно отнести и к нашим двигателям (BSE). Итак: вводные условия следующие: "мокрая и слякотная зима" в первой половине "нулевых", когда вместо нормального снега и морозца, весь декабрь шли дожди вперемешку с мокрым снегом, а температура на улице держалась вблизи нулевой отметки плюс-минус три градуса.
Автомобиль ВАЗ-21103, в течении примерно двух недель, эксплуатировался в режиме "коротких" поездок, типа: от дома до магазина/строительного рынка/гаража, со средней продолжительностью поездки от 10 до 30 минут и пробегом за поездку от 7 до 15км. Ночевала машина в основном в ракушке около дома, за которой метрах в 10..15 вдоль насыпи протекал незамерзающий ручеек, над которым по утрам клубился густой туман.
В один из дней, когда температура на улице была в районе -4С после успешного пуска двигателя и выезда из ракушки, под капотом раздался глухой "бум", после которого обороты холостого хода заметно подскочили. Открыв капот - обнаружил "отстреленный" масляный щуп, небольшое пятно масла на шумке капота и нормально работающий двигатель. Попытка заткнуть пальцем отверстие щупа - показала, что избыточного давления в картере нет, все шланги и датчики находятся на своих местах, поэтому щуп был установлен на место, а его "отстрел" был списан на невнимательность при последней проверке уровня, и неполную установку его в свое гнездо. Машина отъездила еще несколько дней, все было нормально, и инцендент практически забылся.
Тем не менее, очередным морозным утром (-5С) картина повторилась, но на этот раз в момент "выстрела" щупа двигатель заглох. В поисках причин подобного поведения машины, была открыта маслозаливная горловина. На крышке обнаружились обильные следы "сметаны" от эмульгированного масла, а на крышке клапанной коробки и корпусах распредвалов были видны следы быстро таявшего инея. Во время манипуляций с крышкой и попыткой протереть влагу в зоне доступа, случайно был задет шланг системы вентиляции картера, который подозрительно "захрустел". Демонтаж шланга и последующая его проверка показали, что он почти полностью был забит кристаллами льда (инеем), в нижней части образовавшими ледяную пробку. Эта пробка и послужила причиной "отстрела" щупа. В первый раз двигатель успел некоторое время поработать, и ледяная пробка растаяла раньше, чем была обнаружена (вентиляция картера некоторое время шла через щуп). Во втором случае т.к. двигатель заглох в первые 30..40 секунд работы и не успел прогрется, лед в шлангах и маслоотделителе остался, и случайным образом был обнаружен.
После этого был снят маслоотделитель, в котором обнаружилось изрядное количество льда в виде шариков, плавающих в водомасляной эмульсии. Шланги и маслоотделитель были занесены в тепло, очищены от льда, протерты, и поставлены на место, после чего началось изучение ситуации, для предотвращения подобных случаев впредь. Расследование установило

:
1. Автомобиль эксплуатировался с короткими пробегами, не позволяющими вывести двигатель на нормальный тепловой режим.
2. Повышенная влажность воздуха на протяжении последних двух недель эксплуатации с перепадами температур - днем +2..+3, ночью и утром -2..-4. Т.е. идеальные условия для образования конденсата, как снаружи, так и внутри (машина неоднократно обнаруживалась утром, покрытой инеем, что списывалась на близость ручейка).
3. Особенности системы вентиляции картера современных автомобилей, где имеются шланги значительной длины, проходящие вдоль передней (холодной) стенки блока цилиндров.
4. При заглушенном двигателе - картер двигателя сообщается с атмосферой через шланги системы вентиляции и воздухозаборник воздушного фильтра и рампы.
5. При остывании двигателя - пары влаги, выпаренные из масла в течении короткой поездки, не успевают удалятся из двигателя, а конденсируются в шлангах системы вентиляции картера и в верхней части клапанной коробки, образуя иней.
6. При пуске двигателя - иней с крышки клапанной коробки смывается теплым маслом и образует эмульсию. Иней в шлангах системы вентиляции картера - сначала тает, превращаясь в капли воды, но потом эти капли попадают "вниз" в "холодную зону" и вновь замерзают в районе маслоотделителя, постепенно скапливаясь в нем и в шланге, образуя пробку.
7. При каждой ночной стоянке, двигатель остывая, "засасывает" свежую порцию переувлажненного воздуха через воздушный фильтр и систему вентиляции картера, влага из которого, под утро конденсируется и включается в "круговорот воды в двигателе".
Таким образом за пару недель подобной эксплуатации, количество влаги, скопившейся внутри двигателя достигло критической отметки, что привело к полному прекращению работы системы вентиляции картера, и при появлении избыточного давления после пуска - "выстрелу" щупа.
Возможно, что если бы я залез под пробку маслозаливной горловины - проблема не возникла бы, т.к. наличие эмульсии, подсказало бы вариант "прокатится куда глаза глядят", чтобы "прожечь" двигатель. Кстати, т.к. перед установкой машины в ракушку - делалась обязательная "перегазовка", то все это время проблем с пуском двигателя не было, а контрольный осмотр свечей показал слабую их закопченность, не мешающую при запуске холодного двигателя.
Проблема была устранена, как техническими мерами (очистка шлангов системы вентиляции картера, "выгуливание автомобиля" на полсотни верст, до достижения установившегося теплового режима и полного выпаривания конденсата), так и административными (борьба с собственной ленью, и постановка машины на ночь в сухой гараж, находящийся в полутора километрах пешком, и семи километрах езды на машине).
Больше, с тех пор, подобных ситуаций у меня не повторялось. Хочу также заметить, что одной из возможных причин, подобного явления, чаще встречающегося на инжекторных машинках, стало то, что конструкторы двигателей, после появления электронных систем, отказались от простого подогрева воздуха на впуске, для чего на карбюраторных машинах была организована "зимняя" ветвь воздухозабора с подогревом от выпускного коллектора. При высокой влажности на улице и работе непрогретого двигателя, влага вполне может конденсироваться во впускном коллекторе, после чего попадать в цилиндры, а оттуда в картер. При коротких поездках на "полупрогретом" двигателе, эта влага не успевает выпариваться, и остается внутри двигателя, образуя эмульсию на крышке клапанной коробки, и лед в шлангах системы вентиляции.
Как-то так. На особо научный подход данного опуса - я не претендую, механизм образования эмульсии в масле расписан с точки зрения рядового инженегра непрофильной специальности.