Венгрия-Хорватия-Босния и Герцеговина-Словения-Италия-Австрия-Словакия
Июль - август 2009 года.
Здравствуйте уважаемые форумчане. Предлагаю вашему вниманию отчет о путешествиии, главным пунктом которого была Хорватия.
Путешествие задумывалось в феврале. И тогда же начались предварительные информационно-поисковые работы. Искались апартаменты и отели по пути следования, писались эл. письма, потихоньку собирались документы.
Маршрут постепенно сложился следующий: Белгород – Украина (переход Нехотеевка – Харьков – Киев – Житомир – Ровно – Львов – Стрый – Мукачево – Берегово (переход «Лужанка») – Венгрия (Берегшурань – Ньиредьхаза – Будапешт - Надьканижа) – Хорватия (16 дней) (Загреб – Карловац – Сплит – Неум (Босния и Герцеговина) – Стон – полуостров Пельешац – Потомье – Борак – Дубровник – Борак – Неум – Макарска Ривьера – Сплит – Трогир – остров Чиово (Округ Горний, бухта Маварштица) – Шибеник – Плитвицкие озера – Карловац – Риека) – Словения – Италия (Триест – Местре – Венеция – Триест) – Австрия (Клагенфурт – Грац – Вена) – Словакия (Братислава – Нитра) – Венгрия (через Будапешт на Берегшурань) – Украина (Берегово – Стрый – Тернополь – Хмельницкий – Житомир – Киев – Харьков) – Белгород.
Опыт предыдущих поездок: Крым, Кавказ, Центр России, Сибирь. За границу (Украина не в счет) – в первый раз.
Автомобиль – Шкода Октавия Тур. 1,4 BCA. Экипаж – 3 человека: водитель и попеременке два штурмана – жена и дочь. Навигаторы: Навител – по Украине, IGO8 – в остальных странах. Сразу скажу – к igo никаких претензий, одна большая благодарность – знает все. С Навителом похуже – раза 3-4 заводил совсем не туда, а в Ровно вообще сбился с дороги и пришлось на державной мове узнавать, как нам выбраться на проезжий тракт. Хорошо, люди подсказали.
Про оформление виз писать не буду – думаю, принцип везде один и тот же. Отмечу положительные впечатления от работы Венгерского посольского визового отдела. Исключительно доброжелательное отношение и оформление виз в срок, по электронной записи и с запасом в 2 дня. Мы оформляли не транзитные, а туристические визы с двумя заездами в Шенген, так как планировали находиться в Шенгенской зоне более 5 суток за один заезд.
Бронирование: две недельные брони апартаментов в Хорватии – в деревне Борак на полуострове Пельешац и в деревне Округ Горний на острове Чиово. Цена апартаментов: Борак – 45 евро/сутки; Чиово – 40 евро/сутки. Венгрия, Будапешт – 2 суток (40 евро/сутки). Хорватия (Карловац, апартаменты) – 32 евро туда и 32 евро обратно. Италия, Венеция, кемпинг Jolly (Местре) – 2 суток – 57 евро/сутки трехместный mobilhouse. Австрия, Грац, отель Daniel – 78 евро/сутки. Братислава, отель Turist – 3 суток – 52 евро/сутки. Мотели по Украине искались по мере наступления темноты или усталости. Кстати, мотельный бизнес в Украине переживает свой подъем. Мотели (готели) хорошие, красивые порой, да и цена, по российским, конечно, расценкам, приемлемая – 250 гривен/ночь (кабельное TV, холодильник, кондей, душевая кабина, наборы мыла, шампуней и пр.).
Подготовительные работы по машине включали в себя складывание инструмента, свечей, литра масла, литра антифриза, литра концентрированной омывайки, тестера, светоотражающего жилета; мойку авто, проверку давления в шинах и уровней жидкостей – пожалуй, все.
И вот поехали.
Отель «Айвенго» в Ровно. 250 гривен.
Закарпатье. Мне очень понравились горы. Красиво! И дорога хорошая. Асфальт не битый. Только фур многовато. Кстати, ранее – от Житомира до Стрыя 300 километров сплошной ремонт дороги. Делают магистраль. Движение только по одной полосе. Это была тоска. Знаки «50» сплошняком. Все, правда, нарушают, но и гайцы не дремлют. Мы ехали за спонсорами, старались не нарушать.
На вторую ночевку остановились в Берегово, чтобы рано утром пересечь венгерскую границу. Берегово – это почти Венгрия. Говорят по-венгерски, население – сплошь этнические венгры, домики – под черепичными крышами. Машину перед въездом в Шенген помыл, стоимость мойки – 20 гривен, ну очень дешево!
Венгерская магистраль А3 на Будапешт. Это сказка, а не дорога. Машин исключительно мало, только перед Будапештом движение становится напряженным. Автострада новая, ни выбоинки. На стоянках чисто, службы работают здорово. Информационные данные на магистрали – везде. Виньетка на 4 дня – 8 евро (данные вводятся в электронную базу, на руки выдается чек). Постоянные засады служб контроля виньеток на стоянках и заправках. Въезжаешь на заправку, отдыхаешь на стоянке. Выезжаешь – стоит местная «газель» белого цвета с красной полосой: иди сюда, дорогой, будем немножко в базе глядеть, купил ли ты виньетку, товарищ? Смотрят очень быстро – 1 минута и вперед.
Стоянки очень чистые и немного пустынные. Как-то даже непривычно.
В Будапеште жили на окраине города. Среди таких вот красивых домиков. В центр ездили на машине, оставляли в крытом паркинге.1230 форинтов за 4,5 часа. Дороговато, а куда денешься?
Ну что тут сказать? Очень красивый город. Нам понравился. В том числе и ценами, вовсе не самыми высокими в Европе. Вот что не понравилось, так это язык. Не славянский, понять ничего нельзя – ассоциаций никаких. Если английского у собеседника ноль, очень трудно общаться. В этом случае применялся жестово-мимический вариант. То ли дело хорватский, словенский или македонский языки – ну почти все понимаешь и без английского.
С ветерком доехали до границы «Венгрия-Хорватия». Посты прошли очень быстро – 5-7 минут. Машины – живая очередь, едут на первой скорости, почти без остановок перед погранцами. Паспорт отдал-взял – и вперед.
В Хорватии, на мой взгляд, дороги чуть хуже, чем в Венгрии, но тоже хороши. Оплата уже иная – наличными или карточкой. Заехал на магистраль – взял талон, съехал – его оплатил. Цены: Граница с Венгрией – Загреб – 6 евро. Загреб – Плоче – 170 с чем-то там местных кун.
Ночевка была запланирована в городке Карловац (фото) (40 км. от Загреба), что очень удобно. Пробег от Будапешта что-то около 400 км. По автостраде не обременительно. А городок очень красивый! Домики как игрушечные. Люди (да как и везде в Хорватии) очень приветливые. Идем прогуляться. Впервые встретились с чуждым нашему сознанию поведением – не закрывать на ночь стекла в машинах. Местные интересовались у меня – а зачем тебе alarm? У нас, говорят, машины на ночь никто почти не закрывает, не говоря уж о сигнализации. Вот так вот.
Едем дальше на юг по автостраде «Загреб – Плоче». Едем как положено по знакам – 130. Соседи слева быстрее – 140-150.
На заправке сначала наливаешь бензин, а уже потом идешь расплачиваться за него. На заправках одноразовые перчатки, чтобы не бензином замарать руки. Рассчитывались везде карточкой. Цена топлива «95 супер» – 0,8 (Венгрия) – 1,1 (Хорватия) – 1,3 (Италия) евро/литр.
Хорватия встретила нас увеличенным потоком транспорта, туннелями и загруженными стоянками на трассе. Какое же количество народа туда едет!!! Вся география Европы. И сплошной поток авто на магистрали. Едут кемперами, с прицепами, лодками, велосипедами. Отдельные индивидуумы везут мотоциклы, притороченные сзади к машине. На стоянках и заправках многоголосие, сутолока. Тем не менее доброжелательность и чистота сохраняются.
Меня поразила общая культура вождения на дорогах Европы. Только один раз за всю дорогу мне нервно замигала фарами бэха с немецкими номерами. А так, даже если ты «тупишь» на веерных итальянских или австрийских развязках, на тебя никто не забибикает или не замигает. Приостанавливаются и мирно ждут, что ты будешь делать дальше. При обгонах или перестроениях нет подрезаний, поворотники включаются заранее и предсказуемы дальнейшие действия их владельца. Это, конечно, поражает российского автомобилиста. Нет хамства на дорогах, как так может быть? Или нам повезло?
И вот, наконец, показалось оно, Адриатическое море!
Хорватские приморские поселки… И Боснийско-Герцеговинский Неум. Граница есть, но всем машут рукой – проезжайте. Документы даже не посмотрели.
А ниже – фотографии из деревни Борак, расположенной на южном склоне Дингач полуострова Пельешац – места нашей первой длительной стоянки в Хорватии. Деревенька небольшая, из туристов – сплошь чехи. Воздух чистейший, пляжи малолюдные, можно вообще устроиться в гордом одиночестве. Вода в море кристально чистая. А по вечерам для местного населения приезжие коллективы поют национальные песни или пляшут опять же в национальном стиле. А один раз приезжал даже симфонический оркестр. Здесь мы соприкоснулись с самобытностью хорватской глубинки и прониклись национальным духом.
Жили в Бораке неделю. В Хорватии вообще традиция – сдавать апартаменты по неделям: с субботы по субботу. Хозяевам удобно. Гостям – не очень. Если хочется снять апартаменты на три дня – сделать это будет проблематично. Поэтому люди, как правило, живут или неделю, или две. Мы с самого начала решили располовинить отдых в двух местах – по неделе в каждом, с местными выездами и пешими вылазками.
Чередуя приятное лежание на пляже с поездками, мы побывали в городках полуострова (кстати довольно однотипных, но очень милых) и съездили в города Дубровник и Стон.
В Дубровнике пробыли полный день. Езды 90 км. в одну сторону. Бродили по старому городу, лазали по стенам, много фотали, ели пиццу и лазанью, восторгались красотами Дубровника под недовольное бухтение второго штурмана, что вытащили ее с пляжа в такую даль и непонятно зачем.
В Стоне, конечно, поразила оборонительная стена, похожая на китайскую. В остальном городок маленький и какой-то малотуристический. Вообще, мы заметили, что активный туристический поток как-то спадает после Макарской Ривьеры и снова начинается только около Дубровника.
Дубровник. Очень красиво, очень людно, очень дорого! Но при всем том – чисто, уютно. И, как везде в Хорватии – поразительной синевы море!!!
Это городок Стон.
После семидневного отдыха, уже достаточно утомленные красотами полуострова, мы направились во вторую точку нашего пребывания – на остров Чиово в средней Далмации. Ехали не по магистрали, а по бесплатному, неплохо ухоженному серпантину, поскольку по пути хотели посетить Макарску Ривьеру, что и сделали. Городки Брела, Макарска, Башка Вода, Тучепи оставили очень приятные воспоминания. Пожалуй, один из самых туристически обжитых пляжных районов Хорватии. Народу в море – ну прямо как у нас в Туапсе или Адлере. Это не очень понравилось после безлюдных, порой полудиких и оттого еще более прекрасных пляжей Пельешаца с бирюзовой водой, обилием морских ежей и снующей под ногами рыбой.
Но таков был расчет: неделя в отрыве от цивилизации, а неделя непосредственно в ней. И мы бодро направились к Трогиру, заехав предварительно в Сплит посмотреть город и затариться продуктами в огромном Меркаторе.
Сплит – импозатный, особенно его старая часть. Писать об этом нет резона, я думаю, уже ранее все сказано в отчетах и статьях на форумах.
Чиово – остров и не остров. То есть формально, конечно, остров. Но реально – очень даже материк. Два моста, связывающие его с Трогиром, – почти как асфальтированная улица, плавно переходящая с одной географической суши на другую. Деревня Округ Горний, где нам предстояло жить, это пригород Трогира, расположенный на двух склонах одного невысокого хребта. Северо-Западная часть селения примыкает к Трогиру, а юго-восточная располагается вокруг бухты Маварштица. Вот там мы и снимали апартаменты. Кстати, намного большие по площади (44 кв.м.), чем в Бораке (27 кв.м.).
В большом коттедже «Villa Bella» у нас были две спальни, кухня, санузел и большой балкон с видом на море. Наша хозяйка Даринка и ее сын Дэнис – очень доброжелательные и открытые для общения люди. Вокруг очень симпатично: веселые домики, пальмы, огромные агавы и цветущие кактусы, не говоря уже о соснах, олеандрах и прочей зелени. Пляжи каменистые, как почти везде в Хорватии. Но вода на камнях очень прозрачная. А главное – теплая, что не скажешь о Бораке, где протекает холодное адриатическое течение («студена река», как называют его местные жители).
После трех дней лежания отправились в Трогир – город-шкатулку, как его называют.
А затем – мелкая езда по острову, Сплит и пляжная лежка: встали – поели – купаться – поели – отдых – купаться – поели – променад. Ляпота! На три дня. Потом хочется активной жизни.
И вот неделя прошла, пора в снова дорогу. Нас ждут другие страны.
При выезде с Чиово – невообразимая пробка. Стоим около двух часов, продвигаясь по полметра. От нечего делать находим себе занятие - рассматриваем яхты.
Наконец выбираемся из города и едем в сторону Карловаца, где у нас снова запланирована ночевка. В Карловаце ночуем в тех же апартаментах, что и в прошлый раз.
На следующее утро выезжаем в сторону Словении-Италии. По магистрали двигаемся до приморского города Риеки, где я промаргиваю поворот на развязке. Навигатор возмущается, но быстро перерасчитывает маршрут и ведет нас по городу. Риека – город красивый и большой, дома солидные, улицы брусчато-асфальтированные, классные виды архитектуры. Вертим головами и объективом фотоаппарата.
Снова выбираемся на магистраль. Я закладываю igo маршрут по Словении без виньетки.
Это особый разговор. Ну не объедешь никак Словению. А виньетка продается только на год и стоит 35 евро. За 32 километра 35 евро – это круто. Нас душит жаба. По примеру таких же удушенных крутим руля, пробираясь по бесплатным местным словенским дорогам до итальянского Триеста. Наконец на узкой, местного значения двухполоске два знака-таблички: перечеркнутый знак «Словения» и синий «Италия» около вглухую задраенного бывшего пропускного пункта.
Доезжаем до Триеста и любуемся его видами. Это уже Италия. Здесь итальянская пицца, экспрессивные итальянцы, промышленные зоны, подразбитая магистраль, плотный поток фур и изумительно грязные туалеты. Последними второй штурман искренне возмущен. Она ожидала другого. Мы ей советуем не делать пока поспешных выводов.
По плану только планы. В Италии у нас ничего не забронировано. Едем наобум. В памяти навигатора забиты три кемпинга. Авось что-нибудь да найдем около Венеции. Мы знаем, что в самой Венеции все дорого, поэтому в багажнике палатка, спальники, кемпинговое барахло. Палатка двухместная, я собираюсь спать в багажнике Октавии, благо там легко помещаешься – опробовано неоднократно.
Первый кемпинг по пути – Jolly, затем через 6 километров Fusina. Джолли ближе – значит едем сначала в него. Приехали. Понравилось. Решаем дальше не ехать, а остановиться на две ночи здесь. Кемпинг хороший, с развитой инфраструктурой, бассейном и собственным шаттлбасом до Венеции (4 евро туда-обратно). Советуемся, решаем где-нибудь подсэкономить, но снять мобилхаус вместо палатки (57 евро/сутки на троих + бесплатный паркинг).
Домик компактный, но обустроенный с умом. Для комфортного существования есть все, кроме телевизора, который нам заменяет наш походный видик. Машинка отдыхает за домиками на стоянке кемпинга.
Утром едем в Венецию.
И бродим там до упаду.
Уставшие, но довольные возвращаемся в кемпинг, ужинаем вкуснющей пиццей. Завтра снова в дорогу.
Следующий пункт нашего путешествия – Австрия и ее города: Клагенфурт, Грац и Вена.
В Граце запланирована ночевка в отеле из сети Daniel. А непосредственно в Вену мы решаем съездить из Братиславы. Отели в Австрии, особенно в Вене очень дорогие, во всяком случае по сравнению с Братиславой, от которой до Вены всего час езды на intercity (11 евро туда-обратно).
А пока едем. Сначала по Италии. Потом по Австрии.
Австрия обозначилась лишь неброским дорожным указателем, пунктом продажи виньеток и платными туалетами. Молодое поколение возмущено – у нас, в Украине, Венгрии, Хорватии на заправках туалеты бесплатные, а в развитом австрийском капитализме…
Дорога из Венеции в Грац – около 450 км. Автострада хорошая, многотуннельная. Стоянок много, почти все с красивыми пейзажными видами. Альпы просто великолепны. Сравнимую красоту видел только на моей малой родине – Алтае.
С небольшим перекурами доезжаем сначала до Клагенфурта, а потом и до Граца.
Грац – город старинный, второй по величине в Австрии, столица федеральной земли Штирия (Steiermark). Расположен среди невысоких гор, покрытых хвойными лесами. В центре Граца прекрасно сохранились средневековые улочки. К тому же это самый крупный в Европе архитектурный ансамбль средневековья. Сам город – милый, по которому приятно гулять и неторопливо сидеть в кафе. И еще нужно обязательно влезть на крепостную гору, чтобы осмотреть остатки крепости Шлоссберг – не на лифте, не на фуникулере, а именно пешком, по лестнице, останавливаясь и отдыхая, неторопливо оглядывая открывающуюся перед твоим взором черепичную панораму города. И она того стоит.
Далее маршрут лежит через Вену в Словакию – Братиславу и Нитру.
Доехав через Вену до Братиславы, устраиваемся на трое суток в отеле Turist недалеко от центра города. Отель не помпезный, пятиэтажный типовой дом. Но все очень чисто и есть все необходимое для комфортной жизни и отдыха. Персонал немного владеет русским.
На следующий день уезжаем из Словакии в Вену рано утром и на целый день. Билеты на поезд действуют без времени, поезда идут каждый час, поэтому тормозящий или подстегивающий факторы отсутствуют. Живем день как нам хочется. Город музыки и Моцарта встретил нас тучами и преддождливой погодой, что, однако, не сломило нашей решимости бросить все силы на осмотр достопримечательностей. С упорством, достойным мула, бродим по городу, глазеем на достопримечательности, тычем пальцем в карту размером с обеденный стол, любезно выданную нам на вокзале служителем туристического бизнеса.
А вечером продвигаемся в Братиславу и без сил заваливаемся спать.
Следующие два дня посвящаются Братиславе. Водитель здесь уже бывал ранее, поэтому временно исполняет роль гида. «Красавица на Дунае» встречает нас как старый знакомый: Братиславский град, Собор святого Мартина – место коронации венгерских королей, Примациальный дворец, Старая ратуша, Монастырь кларисек, Михальские ворота, Народно дивалдо, Редута и, конечно, дембельский шопинг в Авапарке и Полюс-центре.
После трех дней пребывания в Словакии уже хотелось домой. И путешествовать уже надоело. Месяц в дороге – трудновато. Впереди была еще Венгрия (решил все-таки ехать не через Словакию, а по венгерской автостраде через Будапешт, экономя время).
Выбрались полуполевыми, но хорошо асфальтированными дорогами через границу Словакии, чтобы не покупать виньетку. В Венгрии встали на автобан, купили матрицу и вперед. Нарушают все – 150 легко. Однако где спид-камеры – притормаживают. Мы ехали как положено – 130, разгонялись только на обгонах, когда сзади поджимали. Тем не менее часов через пять были уже около украинской границы. Очередь машин пятнадцать – воскресенье. Двигаемся быстро. Венгерский таможенник попросил открыть полнющий багажник, спросил, откуда едем. Еще раз посмотрел на туристический арсенал и обреченно промолвил по-русски: «катастрофа…». Затем махнул рукой: езжайте. Украинец тоже поинтересовался, откуда едем такие груженые. Сказали – из Хорватии. Он хмыкнул: «Можно было и не спрашивать. Счастливо». На все про все ушло полчаса.
Времени было около 15-ти, поэтому решили ехать пока едется.
Доехав до Стрыя, я решил двигаться не на Ровно с трехсоткилометровым ремонтом дорог, а на Хмельницкий – Житомир. Тем, кто захочет так ехать – будьте готовы к тому, что от Стрыя до Хмельницкого дорога дрянь, вся битая. Сотню, конечно держать можно, но подвеска спасибо не скажет. Поэтому за двести километров я ничего не выиграл. Зато от Хмельницкого до Житомира дорога отличная, хотя и областного значения – пустая и с приличным асфальтом. Переночевали в Хмельницком (первый отель на объездной дороге, кстати, очень хороший и недорогой), и до перехода «Гоптивка-Нехотеевка» ехали почти без остановок. От Киева до Харькова дорога хорошая, большей частью четырехполоска. Крейсерская скорость выдерживается без проблем.
В Нехотеевке на российско-украинской границе зависли на 4,5 часа – народ возвращался с моря.
Вот так и съездили. Поездка понравилась. Машинка молодец. Груженая + 3 человека + кондей – расход за поездку 6,9 литра.
Будут вопросы – задавайте. Всем удачи. С уважением